Почти три месяца вдова русского матроса не может «вызволить»
из-за границы тело своего мужа, умершего во время рейса в Китае
С начала ноября тело русского моряка «покоится» в... морге
китайского морского порта Тайсанг. Вся проблема в том, что страховые компании
пытаются «выжать» из вдовы покойного немалые деньги за доставку тела на родину.
При этом сумма с каждым днем возрастает. Корреспондент «Свободной Прессы»
попытался разобраться в этой запутанной ситуации.
– Это просто какой-то кошмар! Зачем они искусственно
затягивают процесс доставки тела? – рыдает вдова моряка Нина Алексеевна
Хлопушина - Почему службы, обязанные решать такие проблемы, ничего не делают?
Где мне, не ходячему инвалиду 1 группы, взять четыре тысячи долларов?!
Еще в конце ноября
Нине Алексеевне сообщили прискорбное известие, что ее муж скончался во время
очередного рейса в китайском порту. С тех пор сумма, которую судовладелец
требует с нее за доставку тела супруга, возросла с 55 000 рублей – до 120
тысяч.
Ее муж работал на
теплоходе «Lady Fox». В начале ноября 2009 года судно зашло в китайский порт
Тайсанг, и моряк сошел на берег. Что с ним случилось дальше, пока доподлинно
неизвестно, поскольку следствие не проводилось. По словам сослуживцев, матрос
cкоропоcтижно умер в китайском порту, возвращаясь из города на корабль.
Ответственность по
доставке тела погибшего была застрахована судовладельцем - кипрской компанией
на $15 тысяч. Однако страховщики заявили, что этой суммы недостаточно, поскольку
маршрут из Китая до Сахалина, где живет семья моряка, почему-то непременно
должен пролегать… через Москву. По их расчетам, $15 тысяч хватит лишь на
перевозку до российской столицы. А вот дальше - от Москвы до Сахалина – тело
везти уже не на что.
Месяц страховщики
пытались «выбить» недостающие 55 тысяч рублей из вдовы покойного. В конце
концов, помочь вызвался судовладелец. Но пока суд да дело, сумма «доставки»
возросла… до 120 тысяч. Правда, страховщики предложили вариант снижения
расходов – кремацию тела в Китае. Но вдова ответила, что ни за что на это не
пойдет:
- У нас вся семья против этого, – возмутилась Нина
Алексеевна.
Прокомментировать
ситуацию корреспондент «Свободной Прессы» попросил инспектора ITF Петра
Осичанского. Он сразу огорошил:
- Это далеко не
первый подобный случай, когда возникают проблемы по доставке тел погибших
российских моряков. Так, совсем недавно в Аргентине на мостике умер другой
русский моряк, и проблемы с доставкой его тела примерно те же. Но Аргентина
гораздо дальше Китая, и мне в данном случае ситуация кажется весьма странной.
Не могу понять, почему 15 000 долларов не хватает на доставку тела?
«СП»: - Может быть, все дело в контракте, который заключил
моряк?
- Естественно,
контракты бывают разные, и очень часто подобные ситуации возникают как раз
из-за их ущербности. В нормальных фирмах моряк страхуется от всего: упал,
разбился, утонул... Семья в любом случае получит страховку и очень приличную.
«СП»: - Какую?
- Под 100 000
долларов, если моряк умер на борту судна. И ни один страховщик не станет
вникать, от чего он умер - было ли у погибшего хроническое заболевание, или он
погиб от чего-то другого. Заплатит без разговоров. При этом вопрос о доставке
тела будет решен автоматически, поскольку судовладелец обязан доставить тело
откуда угодно независимо от страховки!
«СП»: - Почему же в данной ситуации не сработало?
- С ущербными
контрактами ситуация сложнее. Похоже, страховка была копеечная, которая
естественную смерть вообще не страховала. А страховки на самом деле должно быть
две: от несчастного случая и от естественной смерти. И все же я считаю, что в
данной ситуации вообще стыдно говорить про деньги, и якобы заявлять семье, что
не хватает на доставку тела 55000 тысяч рублей. Повторяю, доставкой тела обязан
заниматься судовладелец, независимо от страховки. А тут и страховку
отказываются платить, объясняя это тем, что моряк умер на берегу, и тело
доставлять не желают. Идет совершенно мне непонятная торговля.
«СП»: - Какие шаги предпринимает ваша организация?
- После обращения
родственников, мы послали официальный запрос в МИД РФ с тем, чтобы консульская
служба, в конце концов, включилась в работу. А заодно попросили, чтобы были
предоставлены документы от китайских врачей и полиции. В любой стране должно
быть проведено расследование причин гибели иностранного гражданина и составлен
соответствующий акт. На основании этих документов потом на родине выдается
справка о смерти.
"СП": - Почему самоустранилась российская консульская служба
в Китае?
- Не нахожу объяснений, но считаю, что это нонсенс.
Консульская службы обязана реагировать мгновенно на подобные случаи. Впрочем,
многое зависит и от действий и настойчивости капитана судна. Если он грамотный,
и знает свои обязанности, то моментально привлечет внимание консульских
работников. Но, увы, даже украинцы реагируют гораздо оперативнее на подобные
инциденты. А наши власти очень часто судьбой своих сограждан обеспокоены лишь
на словах - по телевизору. На деле все иначе.
«СП»: - Например?
- Вот недавняя история в Находке с украинским экипажем Sea
Star, когда моряки забастовали. Мне лично звонил министр иностранных дел
Украины, активно подключилась к решению проблемы и их пресса. Вообще на Украине
четко просматривается официальная политика по проблемам моряков, брошенных
работодателем за границей. Чиновники активно подключаются при необходимости. У
нас это - редкость. У меня на памяти история с другим экипажем, застрявшем в
Китае. На борту судна находились филиппинцы, русские и только два украинца.
Активно помогали своим только украинские власти. Наши так и промолчали, пока
проблема не решилась.
«СП»: - И все же, когда будет доставлено на родину тело
нашего моряка?
- Тело запросто можно доставить на любом корабле, причем не
обязательно - в цинковом гробу. Практически на всех имеются большие морозильные
камеры. Почему этого до сих пор не сделано, непонятно. Думаю, ситуация
полностью зависит от российских консулов. Но по опыту я знаю, что шевелятся
госчиновники лишь после того, как информация об их бездействии попадает в
прессу...
Меж тем
В Сахалинском морском
пароходстве вдове Хлопушиной сообщили, что тело можно доставить на судне, но
все равно она должна заплатить три тысячи долларов. Нина Алексеевна не знает,
где взять и такую сумму.
В отчаянии женщина
написала письма в прокуратуру, в консульство и даже главе государства. Но
результата пока нет.
- Это вообще в голове не укладывается, – комментирует
ситуацию председатель первичной профсоюзной организации РПСМ Владивостока Юрий
Курнаков. – Российский гражданин умер на территории Китая 13 ноября прошлого
года. Ответственность по доставке тела застрахована. Но до сих пор вдова не
может получить тело. Консул в Китае должен, обязан решать такие вопросы...
|